Съёмка макро даёт фотографии, которые переносят зрителя в новый удивительный мир и дают возможность посмотреть на окружающие вещи под иным углом. Данная статья ответит на вопрос: Что такое макросъёмка? Раскроет основные принципы и способы макросъёмки. Даст советы по съёмке макро и выбору оборудования для макрофотографии.
Содержание
- 1 Что такое макросъёмка
- 2 История макрофотографии
- 3 Известные авторы макрофотографии
- 4 Макросъёмка основные принципы
- 5 Получение большого увеличения
- 6 Что снимать в макрорежиме
- 7 Какие объекты лучше всего снимать макрообъективом
- 8 Для каких товаров нужна макросъёмка
- 9 Способы макросъёмки фотоаппарат или смартфон
- 10 Как сделать качественные макроснимки
- 11 Оптимальная макродиафрагма
- 12 Макрофокусировка и глубина резкости
- 13 Оборудование для макросъёмки на фотоаппарате
- 14 Объектив для макросъёмки
- 15 Реверсивное кольцо
- 16 Макрокольца набор kenko из трех колец 12мм, 20мм и 36 мм
- 17 Штатив для макросъёмки
- 18 Другие аксессуары
- 19 Фон и композиция
- 20 Макроосвещение
- 21 Как сделать макросъёмку советы и секреты
- 22 Макрорезкость, штативы и точная настройка
- 23 Настройка камеры и макрообъектива для красивых макроснимков
- 24 Настройка диафрагмы и затвора макрообъектива
- 25 Рассмотрите возможность использования брекетинга фокусировки
- 26 Программа для обработки макроснимков
- 27 Стекинг
Что такое макросъёмка
Макросъёмка — разновидность фотоискусства, в котором небольшой объект снимается с масштабом более 1:1. Масштаб определяется соотношением размера снимаемого объекта на матрице с его реальными габаритами. Основные используемые масштабы варьируются между 1:5 и 5:1.
Всего существует несколько видов макросъёмки:
- Техническая — используется для съёмки каких-то деталей объектов или живых организмов, а также микросхем. В основном применяется в науке или при изготовлении электроники.
- Студийная — предназначена для предметной и фуд-съёмки, а также результатов небольших косметических процедур.
- Выездная — позволяет снять мелких насекомых, цветы и другие объекты природы. Из-за постоянного движения данный вид макро является достаточно трудоёмким.
История макрофотографии
Первые намёки macro photo появились в 1830 году, когда изобретатель из Франции придумал дагерротипию — процесс появления изображения на металлической пластине, покрытой серебряным слоем. Однако данный метод считался неподходящим для запечатления маленьких деталей из-за необходимости специальной техники и долгого процесса.
К 19 веку начали появляться новые технологии, включающие фотопластинки из желатина, позволяющие получать яркие и чёткие изображения. Но истинная эволюция в макрофотографиях случилась с изобретением цифровых фотокамер в конце 20 века.
Благодаря цифровой технике, у людей появилась возможность получать высокую точность и разрешение, превращая макросъёмку более популярной и доступной во многих сферах, включая науку и искусство.
Известные авторы макрофотографии
За весь период существования и развития макрофотографии многие фотографы успешно овладели искусством, привнося обществу новые шедевры. Снимая знакомые вещи с непривычным углом и масштабом, они покорили сердца зрителей и стали самыми популярными в данном деле.
Левон Бисс считается известным макрофотографом своего времени. В свои лучшие работы он заложил основу естествознания, а его моделями стали редкие представители насекомых, находящихся под угрозой исчезновения. Фотографируя, каждый экземпляр при разном освещении и условиях, он подчёркивал их детализированные особенности.
Алексей Клятов стал знаменит во всём мире своими увеличенными изображениями снежинок. Снимая на Canon Powershot, Алексей использовал уникальный способ — захват снежинки в виде серий фотографий и последующее их усреднение. Его лучшие работы были опубликованы в Daily Mail, Esquire, NASA, Wall Street Journal.
Оливер Дум отличается от своих коллег экстремальными работами, в которых фокусируется на крупных планах природы. Используя микроскоп, Оливер получает невероятные фотографии, отличающиеся от привычных макроснимков масштаба 1:1.
Стив Аксфорд стал профессионалом своего дела, снимая вблизи красоту растений и грибов. Своими фотографиями он раскрыл неведомый мир хрупких организмов, показывая их утончённую структуру и яркость цветов. Благодаря уникальным изображениям, Стив стал одним из самых знаменитых фотографов, чьи работы опубликовали в журнале Nat Geo.
Вячеслав Мищенко начал свой путь в качестве фотографа-натуралиста, снимая улиток. Он хотел показать людям, что улитки являются необыкновенными существами с капелькой волшебства. Позже среди его моделей появились другие насекомые и мелкие животные, над которыми Мищенко наблюдал в их естественной среде.
Хавьер Руперес стал известен среди макрофотографов своими экстремальными съёмками насекомых. Часто путешествуя и разыскивая новые интересные модели, Хавьер стал одним из лучших экстремальных макрофотографов в мире.
Макросъёмка основные принципы
После того как было изучено, что такое макросъёмка, рекомендуется понять, чем она отличается от съёмки крупным планом. Используя данное определение, многие фотографы выставляют себя любителями.
Классически съёмку в режиме макро привыкли называть фотографирование в масштабе от 1:2 до 20:1. На первый взгляд она может быть интересной, но на деле достаточно проблематичной. Чтобы добиться определённых успехов, необходимо приобрести знания и достаточный технический уровень, который основывается на нескольких принципах:
- Техника — реализовать потенциал задуманной композиции можно только при помощи специализированного оборудования, главным из которых является подходящая оптика.
- Изучение темы — при фотографировании насекомых, следует заранее понаблюдать за их поведением в присутствии человека, чтобы подчеркнуть важные моменты.
- Терпение — для получения качественных работ потребуется много времени и усидчивости в одном положении. Особенно это касается пугливых насекомых.
- Хороший свет — главная составляющая в процессе съёмки. Естественный свет подходит только для осуществления художественного замысла. Для фотографирования цветов и насекомых лучше использовать дополнительное освещение.
- Фокус — хорошая фокусировка считается главным залогом успеха. Для получения качественных снимков рекомендуется научиться ручному режиму фокусировки.
- Виденье — человек должен научиться отделять части от целого объекта, повышая свои навыки в геометрической прогрессии.
Получение большого увеличения
Получить максимальное увеличение в фотографии можно только с помощью специального оборудования. Макрообъективы дают камере возможность фокусироваться на близкой области. При приближении предмет на фото получается большим.
Существуют ситуации, когда одновременно используются несколько таких объективов для большей степени увеличения. Способ позволяет достичь увеличение 27 крат, но качество изображение будет намного хуже из-за большого количества линз.
Что снимать в макрорежиме
Режим макро в сочетании с правильной оптикой и техникой может использоваться в различных направлениях. Например, его используют для съёмки различных насекомых, необычных грибов и растений.
Данный технический приём позволяет главному герою занять большую часть кадра, а также продемонстрировать свои особенности вблизи. Любители природных явлений с помощью режима макро смогут запечатлеть красивые и необычные формы снежинок, инея или просто причудливые формы древесины или листвы.
Предметные и food фотографы с помощью режима могут подчеркнуть интересную структуру выпечки, сочность ягод, фруктов и овощей. Особенно хорошо будет смотреться еда в режиме макро, если на ней присутствует конденсат или лёгкий морозный налёт.
Для поклонников живописи такой технический приём станет отличным помощником в съёмке необычных натюрмортов. Помимо фотографии, макрорежим также применяют в стоматологии и криминалистики.
Какие объекты лучше всего снимать макрообъективом
Объективы для данного фотоискусства являются узкоспециализированной техникой. Фотограф, решивший посвятить себя макроснимкам, при помощи данной оптики может снимать любые предметы. Наиболее популярными являются следующие объекты макросъёмки:
- Насекомые, бабочки, пауки — самые драматичные и захватывающие модели, требующие для успеха определённых умений и навыков.
- Цветы — правильный угол и масштаб превращают фон в яркое и необычное узорчатое изображение.
- Вода — утренняя роса на травинке или паутине, кристальный иней в зимнее время.
- Ювелирные украшения — подойдут для предметников. Макроснимок с хорошим светом передаёт красивый перелив камней и блеск металла.
Для каких товаров нужна макросъёмка
Профессиональны, работающие с предметами и едой очень часто в арсенале имеют макро оптику, даже если они снимают косметику, различные запчасти для автомобилей или блюда для ресторанного меню. Это связано в первую очередь с высоким уровнем резкости. Качественная оптика даст резкое изображение с хорошей детализацией и минимальной аберрацией, имея равномерную резкость по всему кадру.
Режим макросъёмки различных товаров для каталогов, журналов, рекламных баннеров, торговых упаковок обладает ещё одним преимуществом: фокусное расстояние, варьирующее от 90 до 135 мм. Кадры предметов получаются гармоничные и пропорциональные, не имея широкоугольных искажений.
Способы макросъёмки фотоаппарат или смартфон
Для получения крупного плана какого-либо предмета можно использовать не только цифровую камеру, но и смартфон. Современные модели популярных брендов Samsung, iPhone, Huawei, Xiaomi обладают достаточными характеристиками для получения интересных снимков, которые можно использовать в качестве заставки или поста в социальной сети.
Производить съёмку макро на смартфоне можно с помощью специальных макролинз и режима макро. Профессиональные линзы выпускаются разного диаметра и коэффициента увеличения. В основном они крепятся к камере телефона с помощью прищепки-держателя. Макролинзы улучшают качество изображения в режиме макро, так как не все смартфоны могут выдать достойный результат.
Чтобы включить режим “съёмка макро” необходимо зайти в категорию дополнительных режимов. Во многих смартфонах присутствуют типы “Pro”, “Еда”, “Панорама”, “Под водой” и другие. Нужно выбрать макро режим или супер макро (название зависит от модели смартфона) и приблизить камеру к снимаемому объекту. Камера автоматически сможет сфокусироваться на деталях.
Если человеку нужен снимок с большим разрешением и высокой детализацией, то ему больше подойдёт цифровой фотоаппарат. Но для получения макроснимков к камере потребуется специальное оборудование: макро оптика, хороший источник света.
Дополнительно могут потребоваться макрокольца и штатив. Штатные объективы не подходят для съёмки вблизи объекта из-за минимальной дистанции фокусировки. Если у макрообъективов этот показатель не превышает 20 см, то у стандартного 50 мм он будет начинаться с 30 см.
Как сделать качественные макроснимки
Фотографии в стиле макро требуют большого мужества, терпения, необходимых умений, но самое основное — искреннее желание делать снимки. Но чтобы они получились качественными, нужно знать несколько важных моментов.
Произведением искусства может считаться фотография с правильной композицией. Только соблюдение основных правил постановки сделает кадр сбалансированным.
Качество удачного снимка очень часто зависит от штатива, который поможет избежать дрожание камеры во время съёмки и дальнейшую смазанность. Наличие опоры позволяет оставаться в одном положение долгое время и запечатлеть насекомое, находящееся в движении.
На качество снимка также влияет диафрагма, которая помимо яркости придаёт изображению необходимую степень размытости (боке). Чем шире диафрагма, тем сильнее будет размыт задний план (меньшая глубина резкости) и наоборот.
Готовясь к долгому процессу макросъёмки, не нужно забывать об освещённости. Естественное освещение менее подходит, поэтому лучше с собой иметь кольцевую вспышку, установленную на оптику. Они дают равномерное освещение, препятствуя появлению лишних теней. Также можно применять светодиодный фонарь, дающий непрерывное освещение.
Оптимальная макродиафрагма
Размер отверстия диафрагмы объектива зависит от параметров, которые очень часто вступают в разногласия. Ими являются резкость, разрешение на фокусировочной дистанции и глубина резкости — расстояние, находящееся в резкости.
Большое диафрагмальное число увеличивает глубину резкости, но за пределами может привести к дифракции или ухудшению разрешения. Для макросъёмок нет нужды использовать большую глубину резкости.
Зеркальные камеры имеют оптимальное число F от 11 до 16, которое является компромиссом между разрешением и ГРИПом. Иногда для большей резкости требуется f/22. Компактные фотоаппараты добиваются похожих результатов при меньших значениях между 5,6 и 8,0. На практике выявить подходящее значение диафрагмы можно путём эксперимента.
Макрофокусировка и глубина резкости
Фотографии больших масштабов имеют маленькую глубину резкости. Поэтому во время работы намного важнее следить за фокусировкой.
Для получения отличного качества понадобится не только творческий взгляд на композицию, которая будет находиться, в зоне наибольшего фокуса, но также и технические способы, позволяющие получить максимальный результат.
Фотографы, которые успели столкнуться с особенностями макросъёмки, согласятся с тем, что не стоит злоупотреблять автофокусировкой. Ее лучше применять только для первичных этапов, а финальную корректировку проводить вручную.
Профессиональные фотографы для настройки фокусировки используют специальный прибор — фокусировочный рельс. Оборудование помещают между техникой и штативной головкой таким образом, чтобы камера смогла перемещаться по рельсам к снимаемому предмету. Это позволяет настраивать положение фокуса камерой, а не фокусировочным кольцом на объективе.
Ещё одним полезным прибором считается макровидоискатель. Его устанавливают на видоискатель фотоаппарата, обеспечивая необходимое увеличение. Также существует угловой тип видоискателя, позволяющий наблюдать сверху фотоаппарата. Контролировать настройки композиции в отсутствии дополнительного прибора можно через ЖК-дисплей.
Оборудование для макросъёмки на фотоаппарате
Для получения красивой фотографии и качественного изображения на фотоаппарат потребуются: специальный фотообъектив, пульт для дистанционного управления, кольцевое освещение на оптику. Однако для выбора оборудования нужно точно понимать, какое из них подойдет для данной ситуации.
Объектив для макросъёмки
Узкоспециализированные объективы для макро различаются между собой не только ценовой категорией. Они имеют отличия и в фокусном расстоянии, поэтому перед приобретением нужно понимать, для каких целей предназначена оптика. Например, для фотографирования насекомых лучше всего подойдут длиннофокусные варианты, которые позволят фотографировать с дальнего расстояния.
В отличие от остальной оптики объективы макро имеют более плоское фокусировочное поле. Из-за того, что обычные линзы имеют кривизну, предмет получает расплывчатым по краям и резким в центре. У плоско-фокусных резкость наблюдается у всего поля зрения, тем самым обладая преимуществом перед другими.
Ещё одна положительная характеристика — максимальное значение диафрагмы, позволяющее получить больше световых лучей. Тем не менее это приводит к малой ГРИП и ограниченному количество объектов в фокусе.
Перед тем как приобрести оптику, нужно определиться с фокусным расстоянием. Ведь чем выше число, тем дальше можно находиться от снимаемого предмета.
- 40-60 мм подходит для расстояния 15 см от снимаемого неодушевлённого предмета или малоподвижных животных.
- 90-105 мм средний диапазон для съёмок на расстоянии 30-40 см, подходит для запечатления цветов, различных растений, насекомых.
- 150-200 мм снимает с расстояния больше 50 см, предпочитаемый профессионалами для фотографирования животных.
Если не покупать специальный фотообъектив, можно использовать простую оптику с помощью обратного кольца. Оно устанавливается на переднее кольцо, которое потом крепится к корпусу, делая линзу увеличительной. Чем шире была линза, тем сильнее будет увеличение.
Макрообъектив tamron 90мм
Оптика производителя Tamron выпускается с байонетами Nikon F-mount, Sony A-mount, Canon EF, Pentax K-mount. До 2008 года в продаже был объектив Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 272E, который потом получил более современную замену.
Особенностью модели является ограничитель фокусировочной дистанции “Full\Limit”. В ограниченном положении фокусировка возможна от бесконечности до 45 см. В таком режиме макрообъектив подходит для съёмок больших предметов. Положение Limit даёт увеличение до 1:3. Full предоставляет диапазон фокусировки от 29 см до бесконечности. С ним получаются удачные макро сцены.
Если говорить о диафрагме, то она равна значению 2.8, но оно доступно только при фотографировании положения бесконечности. Сама оптика переносит боковой и контровой свет, а также придаёт кадрам очень красивое боке. Обладает плавным градиентом — переходом из резкой зоны в нерезкую.
Реверсивное кольцо
Являются наиболее дешёвым способом получения макро изображений. Применить реверсивное кольцо можно для того, чтобы установить к тушке обычную оптику обратной стороной. Такой способ даёт сильное приближение. Тем не менее результат будет отличаться от специальной оптики, но с весьма интересным эффектом.
Обратные кольца дают хороший результат с фиксированными объективами. Главное понимать, что размер кольца должен совпадать с оптикой, а внутренняя линза оказывается под угрозой физического воздействия.
Реверсивное кольцо и объектив 50мм f 1.8
Применяя обратное кольцо на объектив с фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1.8, нужно быть готовым к возникновению некоторых трудностей. Из-за того, что объектив присоединяется к тушке задом наперёд, изображение становится темнее. Что приводит к вынужденному увеличению ISO и выдержки. Помимо этого из-за отсутствия электронной связи техники с оптикой, настраивать значения диафрагмы и фокусироваться придется вручную.
Макрокольца набор kenko из трех колец 12мм, 20мм и 36 мм
Приспособление помогает заниматься макрофотографией без использования специальной оптики. Кольца могут быть разного размера и исполнения. Наиболее популярными считается набор Kenko со средней стоимостью 11,5 тысяч рублей. Покупая данный набор важно учесть, что у некоторых отсутствуют особые контакты, отвечающие за автоматическую настройку.
Устанавливают кольца между тушкой камеры и объективом, создавая дополнительное расстояние для фокусирования стандартной линзы с более близкой дистанции. Хороший результат набор даёт в сочетании со светосильной и длиннофокусной оптикой.
У макроколец есть недостаток: небольшая световая потеря, которая может достигать до 2 ступеней экспозиции. Поэтому важно работать с объективами, у которых диафрагмальное число не ниже 2,8.
Но также есть и большое преимущество. Их конструкция разработана так, чтобы фотограф смог поставить на тушку и испытать все имеющие объективы для выбора с наиболее лучшим результатом. Но стоит запомнить, что чем больше колец используется и чем больше оптика, тем больше будет весить фотоаппарат.
Штатив для макросъёмки
При съёмке небольших предметов для получения чётких и качественных фотографий нужен штатив. Лучше отдать предпочтение стойкому оборудованию с хорошим креплением для предотвращения сотрясений и ударов.
Для удобной работы высота штатива должна иметь минимальное значение для съёмки ближе к земле. Выбор материала (карбон или алюминий) зависит от личных предпочтений фотографа.
Другие аксессуары
Сделать рабочий процесс комфортнее и проще, а также повысить процент успешного результата можно с помощью дополнительных аксессуаров. К ним относятся:
- Пульт дистанционного управления — подключается к аппаратуре через blootouth или провод, даёт возможность управлять затвором на расстоянии.
- Кольцевой светильник — крепится на технику, создавая рассеянное освещение. Подходит не для всех условий съёмок из-за получения бестеневого изображения.
- Маленькая щёточка и пинцет — для аккуратной уборки пыли, грязи и других нежелательных деталей на объекте съёмки.
- Световые диффузоры — помогут избавиться от нежелательных теней и жёсткого света. Наиболее подходящими для макро считаются рассеиватель и отражатель.
Фон и композиция
Перед тем, как снимать в режиме макро, фотографу необходимо заранее подумать о том, как он будет снимать объект будущей съёмки. В каких природных условиях будет происходить процесс. Важно, чтобы перед съёмочным процессом фотограф имел представления об образе и композиции заранее, так как фокусировка и настройка камеры занимает много времени.
Представить фотографическую идею в деталях заранее — полезная привычка каждого фотографа. Иногда упростить поиск кадра или предмета можно с помощью лупы. Приблизившись к траве с насекомым, листочку или веточке куста можно приблизительно узнать, как может выглядеть кадр в режиме макро.
Кроме композиции, большое значение имеет фон. В макрофотографии фоновая картинка всегда расфокусирована, имея вид сплошного цветового пятна. Важно выбирать задник, который сможет дополнить тон и цвет снимаемого предмета. Также следует следить за тем, чтобы в кадр не попали яркие детали, отвлекающие внимание от главного героя.
Главное во время съёмки избегать ошибок в сторону пере- и недоэкспонирования, имея светлый или тёмный фон. Может возникнуть неправильный экспозиционный замер камеры. Скомпенсировать ситуацию поможет применение положительной или отрицательной экспокоррекции.
Макроосвещение
Освещение в фотографии играет огромную роль в скрытии или выделении каких-либо деталей. Во время съёмки рекомендуется следить за цветом, контрастом, направлением естественного источника освещения. Жёсткий свет с высоким контрастом выделяет текстуру, но его нужно правильно направлять.
Фоновое освещение создаёт силуэты или гало вокруг объектов, подчёркивая их формы. Если освещения направлено спереди, изображение становится без теней с хорошей видимостью всех деталей, но плоским.
Боковой свет придаёт кадру тени, выделяя текстуру поверхности и скрывая ненужные детали в тени. Освещение главного героя кадра сверху или снизу считается менее подходящим приёмом, так как возникают глубокие тени.
В большинстве случаев для фотографирования нет универсальных правил по лучшему направлению света. Схема зависит от творческой идеи и снимаемого предмета.
Использование дополнительного света и диффузора
При недостатке естественного или искусственного освещения получить желаемый результат помогут несколько приборов. Наиболее распространённым является макровспышка. Она значительно улучшает изображение, а также позволяет делать снимок с рук в условиях, когда невозможно естественное освещение.
Обычная вспышка для съёмки макро не подходит: свет может быть направлен мимо объекта, который также будет затенён объективом. Лучше отдавать предпочтение кольцевой макровспышке, которая крепится на объектив, или отдельной боковой вспышке.
Как сделать макросъёмку советы и секреты
Для получения красивых художественных кадров недостаточно иметь специальное оборудование. Необходимо учитывать особенности макросъёмки и следовать определённым правилам. Ниже представлены советы, которые помогут получить хорошие результаты:
- Учитывать погодные условия и местность. Если человек хочет снять гусеницу или определенные растения, ему предстоит найти подходящую локацию в лесу, саду или парке. Рекомендуется выбирать для съёмки пасмурную погоду, которая обеспечит чёткую фокусировку и рассеянный свет.
- Оценка рабочей дистанции. При постановке техники на слишком близком расстоянии кадр получает малое количество света. Лучше поставить камеру на штатив и расположить так, чтобы дистанция от линзы и предмета была не менее 15 сантиметров.
- Создание подходящей глубины резкости. Съёмка в стиле макро известна своими трудностями в настройке фокусировки и детализации. Увеличить ГРИП можно с помощью коррекции диафрагмы на DSLR-камерах. Стандартно значение увеличивается от f/10 до f/18. Дополнительно можно повысить настройки ISO для осветления картинки. Когда настройка светочувствительности и диафрагмы невозможна, можно применить встроенный режим макросъёмки. Так, техника автоматически настроит значения.
- Не забывать про выдержку. На начальных этапах фотографирования лучше использовать штатив и короткую выдержку 1/100. Если кадр будет тёмным, значение придётся увеличивать. Важно следить за окружающей обстановкой. Если на улице сильный ветер, то фото получится размытым. Нужно дождаться прекращения порыва или прикрыть предмет чем-то плотным.
- Наличие интересного фона. Малая глубина резкости очень сильно влияет на настройки. Важно определиться с задником, чтобы размытое изображение дополнило главного героя.
- Не перемещать фотоаппарат. Из-за особенностей макрофотографии техника устанавливается на ровную поверхность на близкой дистанции от предмета. Поэтому важно не трогать аппаратуру, а двигать сам объект.
- Создание рассеянного света. Для предотвращения появления ненужных теней и пересветов лучше использовать рассеянный свет. Добиться его можно с помощью специальных рассеивателей или отражателей.
- Наличие разделяющих световых граней. Фотоаппарат лучше размещать так, чтобы главный объект ярко освещался, а фон находился в небольшой тени. Такой приём поможет выделить объект и добавить драматизма кадру.
- Уметь пользоваться ручной фокусировкой. Автоматический режим не фиксирует движение модели, находящейся на близком расстоянии.
- Использовать “совмещение фокуса” в редакторе во время обработки. Данная функция соединяет фотографии с различными зонами фокусировки в единую резкую картинку.
Макрорезкость, штативы и точная настройка
При увеличении предмета происходит увеличение движение, вызванное тряской камеры. В результате приходится выставлять выдержку, подходящую для съёмки с рук, либо штатив. Применение штатива во время съёмки в макрорежиме даёт положительные результаты, несмотря на замедление процесса выставления композиции. Но не все штативы подходят для данного вида фотографий, где необходимо нахождение фотоаппарата ближе к земле. Они должны иметь параметры макроштатива:
- Штативные ноги должны иметь функцию горизонтальной установки для максимального опущения фотоаппарата.
- Головка должна обладать точной регулировкой положения техники. Обычные шаровые головки не такие точные, как панорамные и иногда съезжают с позиции. Плюсом таких головок является расширенный диапазон движения и положения фотоаппарата.
Чтобы съёмку сделать комфортнее, можно приобрести пульт дистанционного управления, с помощью которого можно не только управлять затвором, но и получить максимальную резкость. Альтернатива дистанционного управления — таймер автоспуска, который также минимизирует движение техники.
Настройка камеры и макрообъектива для красивых макроснимков
Несмотря на то что макрофотография требует минимальных затрат и может сниматься в обычных условиях, она требует достаточных знаний для правильной настройки техники. Чтобы получить тщательно проэкспонированный снимок с хорошей детализацией, рекомендуется изучить представленную ниже информацию.
Выбор режима и настройка параметров камеры
Фотоаппарат может предложить пользователю несколько режимов съёмки, которые могут пригодиться для макрофотографий. Один из них “Приоритет диафрагмы”.
Лучшим условием для режима считается постоянный источник света. Но отсутствие вспышки не всегда даёт качественный результат. Поэтому большинство фотографов рекомендуют учиться работать с ручным режимом. Данные настройки подходят для работы со вспышкой или штативом при естественном свете.
Некоторые не рекомендуют включать специальный режим “Макро”. Его недостаток заключается в ограниченной работе и подходит не для всех макросцен. Также нельзя использовать режим “Приоритет выдержки” из-за автоматической настройки, так как для макро значения выдержки являются важным параметром.
Правильное расположение макрообъектива и объекта съёмки
Макрообъективы обладают конструкционной особенностью, позволяющей получить резкость по всему кадру из-за плоского поля. Для достижения максимального результата нужно настроить угол наклона оптики так, чтобы плоскость резкого фокуса выравнивалась с поверхностью снимаемого объекта.
Помимо этого, объектив должен находиться на достаточной дистанции для получения чёткого изображения. Стандартное расстояние для макрообъективов составляет от 10 до 20 см.
Настройка диафрагмы и затвора макрообъектива
Диафрагма — первый параметр, необходимый для настройки перед макросъёмкой. Это связано с тем, что параметр влияет на глубину резкости. Оптимальный параметр диафрагмы зависит от текущего источника света.
Если применить вспышку, диафрагму можно оставлять узкую со значениями f/16 или f/22, которые сделают картинку резкой. Если вспышки нет, диафрагму придётся раскрыть до f/5,6 или f/8, но это приведёт к уменьшению ГРИП. Кроме освещения, на настройку диафрагмы влияют другие факторы: размер матрицы, расстояние между камерой и предметом.
Вернитесь к основам таким как ручная фокусировка
При малой глубине резкости автофокусировка фотоаппарата пытается найти подходящую фокусировочную точку. Поэтому макро лучше снимать на ручной фокусировке. Ручной режим даёт возможность устанавливать фокус в нужном месте.
Ещё одна причина перейти на ручной режим: автофокусировка плохо работает на крупных масштабах. Также при макросъёмках глубина резкости минимальна и можно промахнуться с фокусом. Кроме этого, фокусировка происходит на открытой диафрагме, следовательно, глубина резкости очень маленькая.
Очень часто фотоаппарат на автоматике не может найти место резкости. Это связано с тем, что конструкция оптика устроена таким образом, что при приближении к объекту, линзы начинают больше перемещаться при фокусировке. Процесс замедляет наведение на резкость.
Многие снимая макрофотографию, предпочитают фокусироваться вручную одним способом. Он удобен, когда фотоаппарат находится в руках. Фокусировка происходит не с помощью кольца на объективе, а путём простого перемещения камеры вперёд и назад от главного героя. Способ является эффективным, как и фокусировка с помощью видоискателя, режима Live View.
Рассмотрите возможность использования брекетинга фокусировки
Брекетингом называется специальная функция в фотоаппарате, позволяющая делать серию фотографий с автоматическим изменением определённых настроек. Это может быть брекетинг по балансу белого, по экспозиции.
Наиболее востребованным в масштабных фотографиях является брекетинг по фокусу. Он позволяет делать серию изображений, на которых фокусировка будет находиться в разных частях кадра.
Приём часто применяется для запечатления небольших неподвижных объектов. Функция — очень полезная для предметной фотографии. Например, если нужно снять рекламное изображение с максимальной зоной фокусировки. Либо когда нужна композиция из нескольких объектов, находящихся на расстоянии друг от друга.
Многие современные модели техники могут автоматически делать кадры с фокусным брекетингом. Фотографу лишь нужно задать количество кадров и фокусировочный шаг, после чего камера сама перефокусирует объектив, делая серию. Данная функция есть у Fujifilm X-T5 и Nikon Z6 II.
Программа для обработки макроснимков
Дальнейшая обработка в редакторах даёт не только профессионалу, но и новичку возможность усилить эффект макрофотографии. Популярной и эффективной считается программа под названием ФотоМАСТЕР. С её помощью можно сделать следующее:
- Исправить цвета на фотографии или освещение;
- Кадрировать изображение;
- Улучшить детализацию;
- Частично редактировать фотографию и многое другое.
Встроенные эффекты дают возможность исправлять и удалять ненужные элементы, а также исправлять геометрические искажения и добавить рамки и текст. Также обработать фотографии можно и в других редакторах, таких как: Adobe Photoshop, Lightroom или GIMP.
Стекинг
После поиска подходящего масштаба у многих иногда появляются трудности с глубиной резко изображаемого пространства, которая при максимальных увеличениях составляет доли миллиметра независимо от диафрагмы. Получить кадры с хорошей резкостью можно с помощью технологии стекинг.
Это съёмка одного объекта несколькими кадрами с разными дистанциями фокусировки, после которой происходит их объединение. Начиная с самой ближней точки фотограф меняет фокусировочную точку, двигаясь от самой дальней в композиции. После их объединения получается полноценная резкая картинка.
Получить несколько фотографий для стекинга можно несколькими способами:
- Ручной — после каждого сделанного кадра менять фокусировку с помощью кольца.
- Софтовый — с помощью специальной компьютерной программы (Helicon Focus Pro) или встроенной программы камеры (Camera Control Pro).
- Механический — применение макрорельсов, ручных или моторизованных.
Объединять фотографии можно в программе Photoshop или Zerene stacker. Последняя является специализированной программой. В Photoshop лучше делать стек не более 10 снимков, иначе процесс сшивки будет слишком долгим.
Остаётся пожелать вам удачных кадров и подходящих объектов для макросъёмки. Если у вас возникли вопросы — задайте их в комментарии. Наш специалист ответит вам.
Статья написана доступно и понятно, спасибо за это!
Пожалуйста! Рад вам)))